Ангкор тхом и храм байон в камбодже город которого нет

Общие сведения

Байон — это древний храмовый комплекс в центре руин исторического города Ангкор-Тхом, древней столицы кхмеров — коренных жителей. Храм Байон в Ангкоре является одной из главных достопримечательностей Камбоджи, потрясающих воображение не только местных жителей, но и туристов со всего мира. Он, как и индуистский храмовый комплекс Ангкор-Ват, входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ангкор — это область королевства Камбоджа, которая являлась центром Кхмерской империи с 9-го по 15-й века нашей эры. В наши дни сохранились руины многочисленных храмов и сооружений, в том числе и уникальные памятники искусства кхмеров — Ангкор-Ват и Ангхор-Тхом.

Исторический комплекс Ангкор-Тхом разделен осями на четыре части, что символизирует уменьшенную копию Вселенной. Байон находится прямо в центре, на пересечении осей, олицетворяя собой связующее звено между небом и землей.

Считается, что храм Байон был построен в конце XII — начале XIII века в честь владыки Кхмерской империи Джаявармана VII (1125-1218 гг. н.э.). Именно в годы его правления Кхмерская империя достигла пика своего могущества, было построено много великолепных храмов и общественных зданий. Кроме того, король изгнал интервентов-чамов, разоряющих Камбоджу, и объединил страну. Джаяварман VII стал первым королем-буддистом, что отразилось и на строительстве храмов.

Ангкор тхом и храм байон в камбодже город которого нет

Во времена расцвета Кхмерской империи Байон являлся ее религиозным центром, а все последующие правители перестраивали этот храмовый комплекс по своему усмотрению. Современная же реставрация неразрушенных столетиями сооружений началась в 20-е годы XX века.

Этимология названия храма Ангкор-Ват

«Ангкор-Ват» не является первоначальным названием храма, так как не были найдены ни стелы основания храма, ни каких-либо надписей относительно названия того времени. Как древний город-храм назывался тогда, неизвестно и, вполне вероятно, он назывался «Врах Вишнулок» (буквально «Место святого Вишну»), в честь бога которому был посвящён.

Вид на Ангкор-Ват с северо-восточной стороны здания

Вид на Ангкор-Ват с северо-восточной стороны здания

Скорее всего, название «Ангкор» происходит от санскритского слова «нагара», означающего «город». По-кхмерски оно читается как «ноко» («королевство, страна, город»), однако в просторечии, кхмерам гораздо удобнее произносить «онгко». Последнее очень созвучно с близким крестьянам понятием урожая, и может быть, в буквальном смысле, переведено как «собранные рисовые зёрна».

Юные потомки всемогущего короля полубога Сурьявармана II

Юные потомки всемогущего короля полубога Сурьявармана II

С течением веков, редуцированное простонародное «онгко», приобрело значение имени собственного, которое закрепилось в названии древней столичной области Ангкор (или Онгкор), бывшей столицы ангкорской империи, Ангкор-Тхом, а также храма Ангкор-Ват.

Все в этом мире подвластно природе - даже стены великого Ангкора

Все в этом мире подвластно природе — даже стены великого Ангкора

Слово «Ват» происходит от палийского выражения «ваттху-арама» («место, где построен храм»), обозначавшего священную землю монастырской обители, но во многих странах Юго-Восточной Азии (Таиланд, Лаос, Камбоджа) оно давно несёт более широкое значение, относясь к любому буддистскому монастырю, храму или пагоде.

Скульптуры семиглавых змей по дороге к храму

Скульптуры семиглавых змей по дороге к храму

По кхмерски, название храма Ангкор-Ват произносится «Онгковоат». В подавляющем большинстве источников оно трактуется как «город-храм». Поскольку название «Ангкор» с XV—XVI веков употреблялось в значении имени собственного, можно предположить более точный перевод — «храм Ангкор».

На заднем дворе Ангкор-Вата

На заднем дворе Ангкор-Вата

История открытия

Ангкор тхом и храм байон в камбодже город которого нет

К сожалению, в наши дни храмовый комплекс Байон не сохранился в первозданном виде. Его несколько раз перестраивали и достраивали. Во второй половине XV века, после длительной осады сиамцев, столица Кхмерской империи пала, была разрушена и заброшена. Густые джунгли поглотили Ангкор, скрыв высокие башни, храмы и другие постройки.

Затерявшийся в джунглях разрушенный древний Ангкор был надежно спрятан растительностью от взоров, и на 4 столетия люди о нем забыли. Он случайно был обнаружен в 1860 году заблудившимся в джунглях французским путешественником Анри Муо.

Однако первоначально возраст храма Байона определили неверно — 9-й век н.э. К буддийским храмам его отнесли чуть позже, в начале 20-го века, после обнаружения лика буддийского божества сострадания. В итоге Байон датировали концом XII века. Несмотря на довольно достоверные археологические подтверждения, не все загадки Байона разгаданы.

Барельефы на стенах Байона довольно достоверно запечатлели жизнь средневековой Камбоджи. Их считают подлинными историческими свидетельствами, дающими понятия о средневековых кхмерах, их военной и мирной жизни, быте, богах. Есть много сцен битв с чамами, отдельно представлено поклонение богам.

Почему самый большой храм в мире покинули люди?

Причину, по которой кхмеры около 500 лет назад оставили на милость джунглей самый большой храм в мире Ангкор-Ват и ушли из Ангкора осваивать новую столицу своего королевства — Пном-Пень, до сих пор являются предметом дискуссий историков и археологов. Более 100 лет, сотни специалистов археологов со всего мира пытаются приподнять завесу тайны над древней Кхмерской столицей – городом богов Ангкор.

Дело в том, что прошлое оставило нам ничтожно малое количество письменных свидетельств связанных с историей строительства храмов в Ангкоре. Кропотливый многолетний труд исследователей понемногу приоткрывает нам тайны сакрального храма Ангкор-Ват, внося все новые коррективы в различные исторические теории связанные с его происхождением и предназначением.

Редкий снимок стены храма когда нет туристов и контрастное небо

Редкий снимок стены храма когда нет туристов и контрастное небо

Ангкор тхом и храм байон в камбодже город которого нет

Кхмерские храмы никогда не предназначались для собраний верующих, они строились как место обитания богов. Доступ в центральные строения комплексов был открыт только для жрецов и монархов. Самый большой храм города богов, Ангкор-Ват имел ещё и дополнительную функцию: он изначально планировался как место для захоронения царей.

Вид сверху на Ангкор-Ват (Высота 200 метров)

Вид сверху на Ангкор-Ват (Высота 200 метров)

Примечательно, что преемники Джайявармана II следовали его принципам строительства. Каждый новый правитель достраивал город таким образом, чтобы его ядро постоянно перемещалось: центр старого города оказывался на окраине нового. Так постепенно рос этот город-гигант. В центре каждый раз возводился пятибашенный храм, символизирующий гору Меру, центр мира.

В результате Ангкор превратился в целый город храмов. Великолепие кхмерской империи несколько потускнело во времена тяжелых и продолжительных войн с тямами и таями. В 1431 году тайские (сиамские) войска полностью захватили Ангкор: город обезлюдел, будто по нему прокатилась безжалостная эпидемия. С течением времени влажный климат и буйная растительность превратили столицу в руины и джунгли полностью поглотили её.

Всю территорию Ангкора поглотили джунгли, расчищена только территория вокруг храмов

Всю территорию Ангкора поглотили джунгли, расчищена только территория вокруг храмов

Тяжёлые времена (внешние и внутренние войны) в истории Камбоджи (Кампучии) не позволяли иностранцам посещать блистательный шедевр азиатской архитектуры. Долгое время храмы Ангкора были труднодоступны для широкого круга исследователей, археологов и историков. Ситуация изменилась в декабре 1992 года, когда храмы Ангкора и в том числе «Ангкор-Ват», заслуженно пополнившего список одного из самых больших храмов в мире, были включены в список мировых памятников культурного наследия ЮНЕСКО, а через год в Токио был создан Международный координационный комитет, поставивший своей целью возродить былое великолепие Ангкора.

Были найдены источники финансирования проекта и начались активные реставрационные работы. Спиливаются огромные деревья, которые разрушают стены, восстанавливаются входы, перекрытия, стены, дорожки. Активное участие в восстановлении истории Ангкора принимают ученые из разных стран. Работы всем хватит на многие десятилетия.

Внутренние переходы в разных храмах Ангкора очень похожи

Внутренние переходы в разных храмах Ангкора очень похожи

Особенности архитектурной постройки

Храму удалось весьма неплохо уберечься от разрушений. Его строили преимущественно из каменных глыб сотни и тысячи людей. Все элементы храма находятся друг с другом в гармонии. Специфика Байона также заключена в том, что вокруг него не было построено защитной стены — таковой являлась огораживающая сам город Ангкор-Тхом стена.

Далеко не все тайны храма Байона в Камбодже разгаданы. Одной из таких загадок является то, что строения храмового комплекса возведены по неизвестной технологии без применения связующих материалов (типа цемента) — обычной укладкой камень на камень. Поэтому издалека все это кажется грудой камней, а вблизи можно рассмотреть удивительную структуру.

Еще по теме  Отдых в Греции Где лучше отдохнуть куда поехать с детьми Цены и отзывы

Барельефы на стенах Байона довольно достоверно запечатлели жизнь средневековой Камбоджи. Их считают подлинными историческими свидетельствами, дающими представление о средневековых кхмерах, их военной и мирной жизни, быте, богах. Есть много сцен битв с чамами, отдельно представлено поклонение богам.

Таинственная связь Ангкора со спиралью созвездия Дракона

В 1996 году, британский археолог и историк Джон Григсби, исследуя Ангкор, пришёл к выводу, что храмовый комплекс Ангкор представляет собой земную проекцию определенного участка млечного пути, а главные сооружения Ангкора моделируют волнистую спираль северного созвездия Дракона. Начать исследования в направлении поиска корреляций неба и земли применительно к Ангкору, его подтолкнула загадочная надпись времен Джаявармана VII, кхмерского короля во времена которого был построен Ангкор-Тхом и Байон в XII веке. На стеле, откопанной на территории храма Байон, было начертано — «страна Камбу аналогична небу».

Созвездие Дракона и Малой Медведицы в наше время

Созвездие Дракона и Малой Медведицы в наше время

На определенную связь со звездами, также указывала надпись сделанная строителями крупного пирамидального храма Пном-Бакенг, построенного во времена короля Ясовармана I (889-900 гг. н.э.). Надпись гласит, что назначение храма — символизировать «своими камнями небесные движения звезд». Возник вопрос, существовала ли в Камбодже подобная египетской (связь пирамид Гизы с созвездием Ориона) корреляция неба и земли?

Точная схема расположения основных храмов Ангкора

Точная схема расположения основных храмов Ангкора

Дело в том, что проекция созвездия дракона основными храмами Ангкора на Земле оказалась не совсем точная.  Расстояния между храмами пропорциональны расстояниям между звездами, но взаимное расположение храмов, т. е. углы между отрезками, соединяющими храмы, не повторяет в точности картину на небе. Вдобавок нужно отметить, что Ангкор — не проекция созвездия Дракона на земную поверхность, а проекция целого участка неба вокруг Дракона, включающая несколько звезд из Северной короны, Малой и Большой медведиц, Денеб из Лебедя. Все сакральные места на Земле воспроизводят тот или иной участок неба вдоль Млечного Пути.

Созвездие дракона 10500 лет до н.э.

Созвездие дракона 10500 лет до н.э.

В том же 1996 году к научно-исторической работе по Ангкору подключается еще один британский исследователь любитель — Джон Григсби. Задавшись целью установить точную дату, когда картина неба соответствовала данному расположению храмов в Ангкоре, они с помощью компьютерных технологий провели большую исследовательскую работу.

Результаты их исследования всколыхнули мировое археологическое сообщество. Компьютерное исследование показало, что главные храмы Ангкора действительно являются земными отражениями звёзд созвездия Дракона и что именно в таком положении звезды находились в день весеннего равноденствия в 10500 г. до н. э.

Сравнения схемы расположения храмов Ангкора и звезд созвездия Дракона

Сравнения схемы расположения храмов Ангкора и звезд созвездия Дракона

Сейчас мало у кого вызывает сомнений тот факт, что Ангкор действительно был построен между IX и XIII вв. н.э., однако, откуда могли знать подданные камбоджийских королей картину неба более 10000 лет назад, ведь к их времени прецессия уже спрятала за горизонт часть проецируемой картины. Была выдвинута гипотеза, что все главные храмы Ангкора возводились на более древних сооружениях, о чём свидетельствуют огромные плиты облицовки искусственных каналов, выполненные из мегалитов, наличие полигональной кладки, высокое мастерство обработки камня, каменные замки, но не известно, когда были построены те.

Храмовый комплекс Ангкор Ват.

Впрочем, если они уже тогда проецировали созвездие Дракона… Покрытые километрами тонкой резьбы, огромные камни кладки храмов идеально подогнаны друг к другу, ничем не скреплены и держатся только на собственном весе. Есть такие храмы, где промеж камней невозможно просунуть лезвие, мало того, они неправильной формы и выгнутости, словно пазлы, где ни одна из современных технологий не способна воссоздать бывалую красоту этих храмов.

Великолепные барельефы на внешних стенах Ангкор-Вата

Великолепные барельефы на внешних стенах Ангкор-Вата

Апсары - Небесные танцовщицы

Апсары — Небесные танцовщицы

Что представляет собой храм

Изучая общую информацию о храме Байоне, можно отметить, что он является вторым по популярности среди туристов в Камбодже. Визитная карточка Байона — каменные башни с высеченными ликами, а также уникальные барельефы.

Издалека сооружение напоминает замысловатое природное нагромождение причудливых каменных глыб. Но вблизи ясно видно его рукотворное происхождение. Площадь Байона впечатляет: 9 квадратных километров.

Храмовый комплекс восхищает своим великолепием и необычностью, призван прославлять Будду и его деяния. Однако построенный в духе буддизма храм Байон имеет и некоторые черты индуизма.

Храмовый комплекс напоминает пирамиду или «храмовую гору», состоящую из трех уменьшающихся ярусов. Самый большой, нижний ярус окружен каменной галереей, которая раньше была крытая. Однако своды обрушились, но сохранились столбы и прекрасные рельефы, украшающие стены галереи и изображающие сцены из жизни и быта древних кхмеров.

Внутри храмового комплекса находится запутанная сеть из галерей и внутренних двориков, которая стала такой из-за довольно частых перестроек храма.

Вход стерегут могучие львы из камня с разинутыми пастями.

Перед храмом стоит стена высотой более четырех метров с изображением сцен великой победы Джаявармана VII над чамами в битве на озере Тонлесап.

В Байоне кажется, что кто-то все время наблюдает за пришедшими сюда. Это ощущение возникает благодаря множеству ликов буддийского божества Авалокитешвара. Его ликов здесь двести, по четыре на каждой башне, смотрящие во все 4 стороны света. Моделью для скульпторов служил сам Джаяварман VII.

Стегозавр в Ангкор-Ват. Могли ли видеть кхмеры динозавров?

Храм Байон: фото и описание

Гипотеза создания Ангкора в XI веке до н.э. не противоречит тому, что храмы, какими видим мы их сегодня, были возведены между IX и XII веками н. э. известными кхмерскими монархами, однако не все так однозначно. Например в храме Та-Пром полно замысловато высеченных статуй и каменных колон с высеченными на них барельефами.

Наряду с изображениями богов и богинь мифологических сюжетов древнего индуизма, сотни барельефов изображают реальных животных (слонов, змей, рыб, обезьян). Почти каждый дюйм серого песчаника покрыт декоративной резьбой. Какого же было изумление ученых обнаруживших в Та-Пром на одной из колон изображение Стегозавра — травоядного динозавра, существовавшего 155-145 млн. лет назад. То, что этот барельеф не подделка доказали исследователи. Остается только гадать, где кхмеры увидели стегозавра? Как это объяснить?

Барельеф с изображением Стегозавра на одной из колон Ангкор-Вата

Барельеф с изображением Стегозавра на одной из колон Ангкор-Вата

Устройство храмового комплекса

Байон напоминает трехъярусную пирамиду с двумя квадратными нижними ярусами и круглым третьим ярусом, в котором расположено центральное святилище. Изначально у центральной башни было золотое покрытие, однако оно было содрано захватившими город сиамцами. На ней располагалась четырехметровая фигура Будды, но она тоже была разрушена. Три яруса олицетворяют землю, воду и воздух.

Ярусы представляют собой весьма запутанную систему галерей и двориков. Вдоль стен высечено более тысячи изображений небесных танцовщиц – апсар. Внешние размеры самого нижнего яруса составляют 140 на 160 метров с высотой более четырех метров. Здесь находятся многочисленные уникальные барельефы. Они изображают апсар и сцены военной и мирной жизни короля Джаявармана и простых людей.

Второй ярус храма Байон также квадратный, но меньшего размера и с четырьмя маленькими двориками в углах. В одной из башен сохранилась статуя Будды. Ее барельефы украшены сценами религиозной и мифологической тематики.

На третий ярус можно попасть по крутым лестницам. Здесь располагается верхняя терраса, три библиотеки (запад, север, восток) и башни. В самой середине находится центральная башня с высотой 43 метра и диаметром основания 25 м. Внутри она делится на комнатки-святилища, в которых были где буддийские и индуистские божества. В сердце главной башни находится самое священное место диаметром пять метров.

Еще по теме  Дворец Ка Реццонико в Венеции - история фото описание время работы цены 2020 карта

Сакральная нумерология Ангкора — совпадение или пророчество?

Что же за загадочная дата – День весеннего равноденствия 10500 года до нашей эры? Именно в этот день звезды созвездия дракона находились в той проекции, которую воспроизводит на земле храмовый комплекс Ангкор, если посмотреть на него сверху. Эта дата связана с процессом прецессии небесных тел. Земля подобна гигантскому волчку, под влиянием гравитации Солнца и Луны, совершает медленное круговое вращение. Луна и Солнце своим притяжением стремятся повернуть ось Земли, в результате возникает явление прецессии.

Схематичное изображение прецессии земной оси

Схематичное изображение прецессии земной оси

12=2160) и составляет 2160 лет. Один месяц Великого года, продолжительностью в 2160 земных лет и есть астрологическая эпоха. Каждая космическая эпоха (2160 земных лет) представляет целый этап в развитии человечества, связанный с тем знаком Зодиака, через который идет земная ось. Этот период каким-то мистическим образом был известен знаменитому греческому философу Платону, который считал, что это (25920 лет) — срок существования земной цивилизации.

Движение по звездной спирали времени - Все возвращается на круги своя...

Движение по звездной спирали времени — Все возвращается на круги своя…

В наши дни Северным полюсом мира является, как известно, Полярная звезда, но так было не всегда, и в III тыс. до н.э. Северный полюс мира находился там, где находится звезда α (Альфа) — Дракона. Прецессия земной оси, как известно, вызывает видимое изменение положения звезд с периодом 25 920 лет, то есть 1 градус составляет 72 года. В 10 500 г. до н.э.

в наинизшей точке траектории находилось созвездие Ориона, а в наивысшей — созвездие Дракона. Существует своего рода «маятник Ориона-Дракона». С тех пор прецессионный процесс успел повернуть небесный полюс на половину окружности относительно полюса эклиптики, и сегодня Дракон находится вблизи наинизшей точки, а Орион — наивысшей.

  • На Ангкор-Вате изображено, как 108 наг тянут в две стороны (54 на 54) огромный волчок;
  • По обеим сторонам 5 мостов, ведущих к воротам в Храм Ангкор-Тхом, стоят параллельными рядами огромные скульптуры — 54 Дэва и 54 Асура. 108х5 = 540 статуй х 48=25920;
  • Храм Байон окружен 54 массивными каменными башнями, на каждой из которых, высечены четыре гигантских лика Локешвары, ориентированные на север, юг, восток и запад, что в целом составляет 216 лиц — (216:3=72), (216:2=108). 216 — в 10 раз меньше, чем продолжительность одной прецессионной эры (2160 лет); 108 — это 216 разделенное на два;
  • Центральное святилище Пном-Бакхенга окружают 108 башенок. Число 108, одно из наиболее священных в индуистской и буддисткой космологиях, равняется сумме 72 и 36 (то есть 72 плюс половина от 72);
  • Правильный пятиугольник имеет угол 108 градусов, а сумма его 5 углов составит 540 градусов;
  • Расстояние между пирамидами Гизы в Египте, где правили мудрецы, что шествовали астрономической «дорогой Гора», и священными храмами Ангкора в Камбодже, составляет с небольшим округлением важную геодезическую величину — 72 градуса долготы. С древнеегипетского языка «Анкх-Хор» дословно переводится как «бог Гор живет»;
  •  Всего в Ангкоре 72 основных каменных и кирпичных храма и памятника.
  • Протяженность отрезков основных дорог в Ангкор-Вате отражает длительность четырёх юг (великих мировых эпох индуистской философии и космологии) — Крита-юги, Трета-юги, Двапара-юги и Кали-юги. Их продолжительность соответственно — 1 728 000, 1 296 000, 864 000 и 432 000 лет. А в Ангкор-Вате длина основных участков дороги составляет 1728, 1296, 864 и 432 хата.
Они смотрят на нас со стен храмов сквозь тысячелетия и... улыбаются)))

Они смотрят на нас со стен храмов сквозь тысячелетия и… улыбаются)))

Уникальные лики

Башни храма Байон являются единственными в своем роде, нигде больше нет такого рукотворного шедевра. Раньше было 54 башни, олицетворявшие провинции кхмеров. До наших дней сохранилось только 37. Центральная башня обозначает короля и его безграничную власть.

На каждой из них высечено по 4 человеческих лика, взирающих на разные стороны света. Божественные лики огромны и когда-то были покрыты золотом, как вся башня. Сейчас сохранилось более двухсот ликов высотой под два метра. Все лица уникальны, но очень похожи друг на друга.

Есть гипотезы, объясняющие происхождение и предназначение лиц. Согласно первой лики символизируют буддийское божество бесконечного сострадания Авалокитешвара. Другие считают, что они олицетворяют королевскую власть Джаявармана VII, распространяющуюся над 54 подвластных ему провинциями.

Интересен тот факт, что в любой точке храма видно минимум пять каменных ликов. Выражения всех этих лиц меняются в зависимости от освещения и времени суток: они могут выглядеть добрыми или злыми, грустить или улыбаться.

Характерными особенностями лиц являются широкий лоб, опущенные глаза, толстые губы со слегка поднятыми уголками — знаменитая «улыбка Ангкора».

Космический смысл числа 72 и его власть над человечеством

Остановимся подробнее на сакральном числе – 72 подробнее, потому что, уж слишком много совпадений связано с ним в нашей жизни:

  • Число 72 считается сакральным числом во всех религиях.
  • В кхмерском алфавите 72 буквы и столько же звуков.
  • В древнеиндийском языке «Санскрит» (язык классической индийской литературы, священных текстов, мантр и ритуалов индуизма, джайнизма, а также частично буддизма) используется алфавит деванагари. Деванагари означает «письменность Богов» или «Городской язык» и в деванагари классического санскрита 36 букв-фонем (72:2=36). В деванагари используются 72 основные лигатуры (сочетания согласных букв, изображаемые самостоятельным символом).
  • Самая древняя руническая система, так называемый «Старший Футарк» состоит из 24 рун, каждая руна может обозначать букву, слог, слово или образ. Причем образ имеет приоритетное значение. Но в одной руне может скрываться до трех образов в зависимости от контекста (24х3=72). При этом все эти образы будут так или иначе связаны. Древний рунический алфавит стал корневым почти для всех ныне существующих индоевропейских алфавитов. Те 24 руны, которые знают сегодня, это третья часть настоящего языка, потому что, если умножить 24 на три, то получится как раз 72 руны. Поскольку древние учили, что мир трехсоставной. Один из них — это земной мир Гетиг, второй — промежуточный мир Ритаг, а третий — высший мир Меног. Вот три формы рун.
  • В древнем авестийском языке (язык Авесты, священной книги Зороастризма) было 72 буквы для обозначения всех возможных вариантов произношения звуков;
  • Наиболее значимая книга Авесты — Ясна, представляющая собой текст, читаемый на основной зороастрийской литургии «Ясна», содержит 72 главы;
  • Число 72 как в санскрите, так и в изначальной Авесте нашло свое проявление в 72-х нитях священного пояса Кушти, который имеет каждый зороастриец, как символическое присоединение к религии, а точнее, как пуповина, соединяющая человека с Господом Богом.
  • В Иудаизме число 72 считается священным и неразрывно связано с именем Бога, запретном имени, которому подвластна вселенная. Это 72 последовательности букв еврейского алфавита, каждой из которой соответствует определенный звук, которые обладают поразительной силой преодоления законов природы во всех формах, включая человеческую природу. По преданию, имя Бога заключает в себе все сущее, значит тот, кто сумеет правильно произнести его, сможет попросить у Создателя все, чего пожелает.
  • Непроизносимое имя Бога — основной предмет исследования средневековых каббалистов. Считалось, что это имя содержит в себе все силы природы, в нем заключена сама суть вселенной. Имя бога также изображается тетраграмматоном — треугольником с вписанными в него буквами. Если сложить числовые значения букв, помещенных в тетраграмматон, получается — 72.
  • В придании о Скинии (Храме) древние евреи упоминают о 72 бутонах миндаля, которыми они украшали подсвечник, используемый в священном обряде, он представляет собой комбинацию 12 и 6 (то есть половины 12) и олицетворяет реализованную гармонию. Мистическим корнем числа 72, также является легендарная девятка.
  • Число 72 есть число божьей матери. Она оставила этот мир в возрасте 72 года. Не зря Высоцкий поёт в одной из своих песен: «девушка, 72-я, не оставляй алтаря!»;
  • Молекула ДНК человека представляет собой вращающийся куб. При повороте куба последовательно на 72 градуса по определённой модели, получается икосаэдр, который, в свою очередь, составляет пару додекаэдру. Таким образом, двойная нить спирали ДНК построена по принципу двухстороннего соответствия: за икосаэдром следует додекаэдр, затем опять икосаэдр, и так далее. Это последовательное вращение через куб на 72 градуса создаёт молекулу ДНК.
Точки пересечения диагоналей в пентагоне всегда являются точками {amp}quot;золотого сечения{amp}quot;

Точки пересечения диагоналей в пентагоне всегда являются точками «золотого сечения»

Интересные факты

  • При беглом взгляде храм кажется простым, но при знакомстве с внутренними запутанными двориками и лабиринтами становится понятно, что это не так.
  • Эпоха правления короля Джаявармана VII названа историками «эпоха Байона».
  • Храм не огражден защитной стеной, в отличие от подобных святилищ.
  • Черты лица статуи Будды, украшавшей центральную башню, похожи на короля Джаявармана VII.
  • Раньше в Байоне было много кладоискателей. Есть сказание, что под храмом есть идущая к центру Земли шахта, в которой заключены несметные богатства.
  • Чтобы сделать красивое фото храма Байон в Камбодже, путешественники советуют приехать рано утром или на закате. В это время лики на башнях, постепенно освещаемые лучами солнца, словно оживают. Кроме того, днем там много туристов и выбрать удачное место гораздо сложнее.
Еще по теме  Достопримечательности Загреба (Хорватия) - интересные места, что посмотреть

Как добраться?

Храм Байон в Ангкоре

Добраться в Ангкор Том можно из города Сием Рип, от которого он находится в 9 км к северу. Ближайший к нему ориентир — самый знаменитый кхмерский храмовый комплекс Ангкор Ват, расположенный в 1,5 км по соседству. Ангкор Тхом также входит в два популярных маршрута по храмовому комплексу Angkor — Малый и Большой круги Ангкора.

GPS-координаты:13° 24′ 45″ N, 103° 52′ 0″ E

Ангкор Том на карте

Стоимость билетов: на территории Ангкор Тхом действует общий билет в храмы Ангкора:

  • $37 на один день
  • $62 на три дня
  • $72 на неделю

На осмотр Ангкор Тома можно заложить 2 часа при беглом знакомстве и 4-6 часов при внимательном изучении этого древнего города. Есть несколько самых популярных способов осмотра:

  • Организовать тур из города Сием Рип в Ангкор Том можно самостоятельно, наняв тук-тук с водителем и отправившись по типичному и популярному маршруту — Малый или Большой круг Ангкора (оба они включают Ангкор Том) стоимостью $15.
  • Арендовать мотобайк (если у вас есть право управления мотоциклом), это вам обойдется в $12-20 расходы на бензин $1-2. Можно также арендовать электробайк за ту же цену.
  • Аренда велосипеда (хорошо подходит в не жаркий сезон) и самостоятельная поездка, цена $1,5-2.

Наш совет: перед началом экскурсии из Сием Рипа не забудьте хорошенько подкрепиться и взять с собой питьевую воду на все время экскурсии. Покупать ее на территории храмового комплекса Ангкор довольно дорого, а пить, особенно во время жаркого сезона, очень хочется.

Карта города-храма Angkor Thom

Храм находится в нескольких километрах от Сиемреапа — крупного и известного города Камбоджи, имеющего международный аэропорт, что удобно для туристов.

Добраться до Байона можно с экскурсией, на такси или тук-туке.

В центр можно добраться по 4 дорогам. От ворот древнего города до храма — около 1,5 километра, поэтому едут на мотобайках или на велосипедах. Также есть «слоновья тропа», по которой туристы могут добраться на слонах до храма через Восточные ворота.

Таким образом, храм Байон является грандиозным и неповторимым шедевром, имеющим мировое значение. Искусство эпохи короля Джаявармана VII достигло небывалого рассвета и именуется в истории как эпоха Байона. После этого периода в Камбодже не было построено ни одного храма, хотя бы отдаленно напоминающего Байон.

Достопримечательности Ангкор Тхом

Среди достопримечательностей Ангкор Тхом в Камбодже самым известным храмом является, конечно же, Байон (Bayon) с прасатами в виде лиц. Но не меньший интерес представляют и древний храм-гора Бапуон, а также террасы-лабиринты, богато украшенные резьбой. Такие уникальные достопримечательности ставят Ангкор Том в ряд самых любопытных явлений Камбоджи, и уж точно не позволят скучать туристам, уже увидевших классический Ангкор Ват.

На территории города растут деревья, порой некоторые участки даже похожи на джунгли, среди которых прячутся храмы. Многие разрушенные постройки лежат в руинах, каменные блоки покрыты мхом и выглядят невероятно романтично. Авантюристский дух не выветрился из Ангкор Тхом. Здесь можно представить себя героем приключенческого фильма в поисках древних сокровищ.

Золото и другие драгоценности и в самом деле были частью древнего города в годы его расцвета. Многие храмы светились на солнце, но тайцы вывезли все ценности в свою столицу Аюттхаю, когда покорили Кхмерскую империю в XV веке. А затем, в свою очередь потерпев поражения от бирманцев, вынуждены были смотреть, как их казна и пленные сокровища уехали в Таунгу (столицу бирманской империи того времени).

Центральная часть Ангкор Том занимает площадь около 10 км2 и имеет форму квадрата (длина каждой стороны — 3,2 км), со всех сторон окруженного высокими стенами и рвами с водой – внешним и внутренним. Рвы были настолько большими, что по ним ходили лодки и даже небольшие корабли. Любопытно, что во внутреннем рве даже водились крокодилы – Джаяварман подошел к обороне города очень серьезно.

Особенно интересна индуистская мифология Ангкора, воплощенная в плане города и его основных каменных строениях. Через рвы Ангкор Том были проложены каменные мосты, по бокам которых стоят фигуры богов и демонов общей численностью 108 скульптур. Боги расположены с левой стороны, а демоны — справа. Все они тянут семиглавых нагов, создавая этим пахтание океана, то есть вызывая борьбу противоположностей и заставляя мир двигаться, умирать и возрождаться.

Воины тянут нагов, чтобы вызвать пахтанье океана

В отличие от других строений кхмерской империи в город ведут пять ворот. Расположенные по сторонам света, они украшены знаменитыми гапурами с ликом Локешвары (Авалокишвары), являющиеся визитной карточной архитектурного стиля байон. Восточные ворота, которые называют Врата Смерти, дублируются Вратами Победы. Ворота украшены трехглавыми слонами, на которых восседает бог Индра, защищая Ангкор Том от потенциальных захватчиков.

Все ворота сходятся в центре, где стоит многоликий Байон. Только Ворота Победы расположены напротив разрушенного и так и не восстановленного Королевского дворца (это была деревянная постройка). Войска, отправляющиеся на сражения, покидали город именно через ворота победы. Другие восточные ворота, Врата Смерти, использовались для похоронных процессий.

Интересный фактом является то, что Ангкор Тхом был построен в качестве очень укрепленного города, все врата которого были выполнены с любопытными гопурами в виде лика бога Локешвары. Есть также мнения, что это изображение самого короля Джаявармана, стилизованные под изображение бога.

Ворота Победы — один из въездов в укрепленный Ангкор Тхом

Король Джаяварман VII и его вклад в историю Кхмерской империи

Одержав победу над чамами, король Джаяварман сделал вывод, что его небесная Кхмерская империя не смогла противостоять врагам, и необходимо сделать все, чтобы защитить главные святыни. Так появилась сама идея — построить большой город для всех.

При господстве индуизма, когда главным был король, все храмы строились для него. Не было никакой необходимости в присутствии людей. И простой народ жил по соседству, за территорией блестящих храмовых комплексов. Да и размер их был весьма небольшой, чтобы вместить всех желающих. Исключение составляет только построенный в X веке город-храм Кох Кер, но эта эпоха короля-отступника Джаявармана IV в истории Ангкора является уникальной во всех смыслах.

И теперь, когда буддизм стал набирать реальную силу, люди, при помощи которых и были одержаны блестящие военные победы, заслужили защиты. Джаяварман понял, что империя создается для людей, которые в обмен на покровительство платят налоги и благодаря им вообще все происходит. Так в истории Кхмерской империи произошел небольшой скачок в сторону демократии, во время правления последнего великого короля Ангкора.

Интересный факт: место для строительства Ангкор Том было выбрано не случайно. Там, где стояли храмы Пимеанакас и Бапуон, построенные 100-150 лет назад и оставались руины других древних построек, Джаяварман приказал строить новый город. И центром он обозначил именно Байон – возведенный на более древней платформе самый необычный храм-гора Ангкора.

Несмотря на постоянные реставрационные работы, храм-гора Бапуон быстро зарастает

Добавить комментарий