Михайловский дворец в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Режим работы Русского музея в 2020 г.

Экспозиционные залы открыты для посещения со среды по понедельник с 10:00 до 18:00, в четверг график сдвигается — с 13:00 до 21:00, кассы закрываются за полчаса до конца рабочего дня. Вторник — официальный санитарный день, внутрь дворца зайти не получится.

  • понедельник, среда, пятница, суббота и воскресенье – с 10:00 до 18:00
  • четверг – с 13:00 до 21:00
  • вторник – выходной день
  • понедельник – с 10:00 до 20:00
  • среда, пятница, суббота и воскресенье – с 10:00 до 18:00
  • четверг – с 13:00 до 21:00
  • вторник – выходной день

Как добраться до Русского музея

Ближайшее метро – «Невский проспект» и «Гостиный Двор».

Ближайшее метро – «Невский проспект» и «Гостиный двор». Имеется два входа в Русский музей:

  • центральный вход со стороны площади Искусств;
  • вход в корпус Бенуа — со стороны канала Грибоедова.

Оба входа — в 2-3 минутах ходьбы от метро. Но центральный вход ближе к метро «Гостиницы двор» (выход на Михайловскую улицу), а вход в корпусе Бенуа ближе к метро «Невский проспект» (выход на канал Грибоедова).

Ближайшая станция метро зелёной ветки — «Гостиный двор», от неё проще всего идти пешком — всего 700 метров по улице Садовой, никуда не сворачивая, нужно будет только перейти дорогу у ближайшего светофора, сразу же на выходе из зала. Переходить под землёй на станцию «Невский проспект», как советуют некоторые путеводители, не нужно — от него идти ровно столько же, а вот время точно потеряется из-за запутанных перекрёстков и дворовых разъездов.

Михайловский дворец в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Также удобно ехать на трамвае № 3 до остановки, которая так и называется — «Михайловский замок». Мимо центральных ворот Инженерного сквера, откуда идёт прямой бульвар до музея, ходят только маршрутки № 107 и № 289, остановка в этом случае — «площадь Белинского». Любители комфорта могут заказать машину через Uber, Яндекс или Maxim — все популярные сервисы давно работают в Северной столице и предлагают приемлемые тарифы.

Самостоятельным путешественникам нужно ехать по координатам навигатора — 59.938436, 30.339804, только они далековато от замка, а именно, возле Большого Санкт-Петербургского цирка. Рядом с ним, напротив пожарной части, просторная и бесплатная парковка. Пройдя буквально пару шагов от неё, нужно выйти на пешеходный бульвар сквера, от которого до главных ворот Михайловского замка не более 200 метров.

Стоимость комплексного билета, действующего в течение одного календарного дня (2020 г.)

  • Для граждан России, Белоруссии, Армении, Казахстана и Кыргызстана:
    • взрослых – 400 рублей
    • студентов и пенсионеров – 200 рублей
    • детей (до 16 лет) – бесплатно
  • для иностранных граждан:
    • взрослых – 500 рублей
    • студентов – 250 рублей
    • детей (до 16 лет) – бесплатно

Комплексный билет предусматривает посещение 2 филиалов (на выбор): Русского музея, Мраморного, Строгановского дворцов и Михайловского замка в течение одного календарного дня.

  • для граждан России и Белоруссии:
    • взрослых – 700 рублей
    • студентов и пенсионеров – 350 рублей
    • детей (до 16 лет) – бесплатно
  • для иностранных граждан:
    • взрослых – 1000 рублей
    • студентов и пенсионеров – 500 рублей
    • детей (до 16 лет) – бесплатно

C 4 октября по 9 марта проводится выставка И.Е. Репина. Возможна покупка билета:

  • На выставку И.Е. Репина
  • На постоянную экспозицию, без выставки И.Е. Репина
  • Комплексный билет на постоянную экспозицию и выставку
  • Стоимость билета на выставку И.Е. Репина
    • взрослых – 500 рублей
    • студентов и пенсионеров – 200 рублей
    • детей (до 16 лет) – бесплатно
  • Стоимость билета на постоянную экспозицию, без выставки И.Е. Репина
    • взрослых – 450 рублей
    • студентов и пенсионеров – 200 рублей
    • детей (до 16 лет) – бесплатно
  • Стоимость комплексного билета на постоянную экспозицию и выставку
    • для граждан России, Белоруссии, Армении, Казахстана и Кыргызстана:
      • взрослых – 700 рублей
      • студентов и пенсионеров – 350 рублей
      • детей (до 16 лет) – бесплатно
    • для иностранных граждан:
      • взрослых – 800 рублей
      • студентов – 400 рублей
      • детей (до 16 лет) – бесплатно

В музее и даже около него запрещена съемка профессиональными камерами, с использованием штатива, съемка с использованием вспышки.

История

Замысел о большом замке в центре Петербурга Павел I вынашивал всю жизнь, и даже место для будущего возведения было выбрано неслучайно — деревянный летний дворец его бабушки Елизаветы Петровны. Приказ о сносе подписали в 1797-м году, а ответственных за проект архитекторов было двое — Василий Баженов, создавший ансамбль Царицына, и Винченцо Бренна, до этого работавший над несколькими интерьерами Зимнего дворца.

Режим работы и стоимость билетов, как добраться и официальный сайт Эрмитажа

Работы начались ударными темпами — по капризу императора установили сроки в один год, для чего сюда свезли почти 6 тысяч рабочих. Строительство шло и днём, и ночью — пришлось продумать сложную систему ламп и факелов. Отчасти ускорить процесс помогла передача мрамора с других площадок — Исаакиевского собора и строек Царского Села, но даже такие меры не помогли — окончательно проект удалось воплотить лишь в 1800-м.

Новоселье длилось недолго — через 40 дней после торжественного въезда Павел был убит заговорщиками в собственной спальне, и для Михайловского замка наступили тяжёлые времена. Первыми съехали ближайшие родственники и придворные семьи Романовых, а за ними — многочисленная прислуга. В зданиях остались только кавалергарды, которым было поручено охранять пустующие корпуса от возможного разграбления.

По иронии судьбы, главными «вандалами» стали не уличные воры, а потомки убитого императора. Сначала Александр I приказал переплавить серебряные ворота на сервиз для своей сестры Анны, а потом и Николай I распорядился разрушить часть корпусов и взять из них ценный камень для строительства Нового Эрмитажа. Лишь в 1856-м году в память о Павле его опочивальню перестроили для домовой церкви при инженерном училище.

В советские годы учебное заведение несколько лет продолжало работать, а во время Великой Отечественной войны и блокады здесь размещался госпиталь. С 1960-х годов большую часть помещений отдали научно-исследовательским институтам, и территория стала закрытой для любых экскурсий. Процесс передачи Русскому музею начался в 1991-м, и продлился вплоть до юбилейного 2003-го года, когда реставрация полностью завершилась.

Работа над проектом началась в 1784 году, а заложен дворец был 26 февраля 1797 года. В строительстве здания приняли участие знаменитые архитекторы Василий Баженов и Виченцо Бренна. Но, и сам император Павел I тоже создал несколько эскизов дворца. Для ускорения работ по возведению дворца сюда привозили материалы с других строек:

Схема (план) залов Эрмитажа

Павел I, сын Екатерины Великой, хотел, чтобы дворец был построен так, чтобы можно было чувствовать себя в безопасности от врагов императора. Со всех сторон дворец был окружен водой. С севера и востока протекали реки Мойка и Фонтанка, а с юга и запада проходили Церковный и Вознесенский каналы. Фортификационные сооружения состояли из каналов и полубастионов, пушек и подъемных мостов.

Но все это не спасло хозяина дворца. 1 февраля 1801 года Павел и его семья переехали в новый дворец, а уже в ночь с 11 на 12 марта император был убит. Во дворце он прожил всего 40 дней.

На месте, где расположен замок, ранее находился Летний дворец Елизаветы Петровны. В нем в 1754 году родился будущий император. На этом же месте через 47 лет в результате дворцового переворота он был убит.

После этого события никто из членов царской семьи не хотел жить во дворце. Вскоре из него были вывезены художественные ценности, а помещения отдавали под различные учреждения и квартиры. Через двадцать лет Михайловский замок передается Главному Инженерному училищу и с февраля 1823 года он носит официальное название Инженерный. Территория вокруг дворца была перепланирована, каналы засыпаны.

В 1991 году Михайловский замок вошёл в состав музейного комплекса Государственный Русский Музей. С этого времени проводится реставрация интерьеров здания.

Посольская (Иорданская) Лестница

Здесь развернута постоянная экспозиция картинной галереи. Часто проводятся выставки и различные мероприятия. Особое место среди выставочных материалов музея занимает экспозиция, посвященная истории Михайловского замка в Санкт-Петербурге.

Еще по теме  Самый большой мегаполис в мире Топ-10 по численности населения площади территории Фото и описание

Императором Николаем II в память о своем отце Александре III в 1895 году был подписан указ об учреждении музея. И 7 марта 1898 года состоялось его открытие. Это был первый в России государственный музей русского изобразительного искусства.

Основу коллекции составили 80 картин из Эрмитажа, 120 — из Академии художеств и 200 — из загородных царских Дворцов. Коллекции размещались в Михайловском дворце. Пополнялось это уникальное собрание за счет частных собраний, а также за счет экспонатов, приобретенных на аукционах.

Михайловский дворец был построен в 1819-1825 гг. архитектором К.Росси для младшего сына императора Павла I великого князя Михаила Павловича и его семьи. Постройка Михайловского дворца – П-образного в плане здания с 8-колонным коринфским портиком, началась, когда Михаилу исполнился 21 год. Архитектор К.И.

Росси включил дворец в комплекс, определивший облик Санкт-Петербурга. Он проложил Михайловскую улицу (ул. Бродского) и соединил дворец и Михайловскую площадь (площадь Искусств) с Невским проспектом. Позже дворец был выкуплен и передан «Русскому музею императора Александра III». Это было его официальное название до 1917 года. Внутренние помещения дворца были перестроены архитектором В.Свиньиным.

К 1914 году помещений Михайловского замка стало не хватать для размещения экспозиций и к 1917 году по проекту архитектора Л.Н. Бенуа было построено новое здание на набережной канала Грибоедова, получившее имя мастера. Сейчас на первом этаже корпуса Бенуа представлены произведения советского искусства, а на втором — произведения искусства второй половины 19 – начала 20 веков.

В 1917 году коллекция значительно пополнилась за счет национализации культурных ценностей.

В время Великой Отечественной войны собрание произведений искусства было отправлено в Пермь, а те предметы, которые не удалось вывезти, были сохранены в нижних этажах и подвалах Михайловского дворца. Михайловский дворец и корпус Бенуа сильно пострадали от артобстрелов. После реставрации 9 мая 1946 года Русский музей открылся для посетителей.

Музей участвует в международных аукционах для приобретения наиболее ценных произведений искусства. Коллекция постоянно пополняется. В нее входят древнерусская живопись, древнерусское прикладное искусство, живопись 18-20 веков, скульптура, рисунок, акварель, гравюры, декоративно-прикладное искусство, нумизматика, предметы народных промыслов, современная живопись.

К самым ценным коллекциям относится собрание памятников древней Руси, насчитывающее более 18 000 экспонатов. Это собрание факсимильных копий средневековых фресок и коллекции древнерусского шитья, а также иконы. Уникальной является коллекция живописи работ таких мастеров как Левицкий, Рокотов, Брюллов, Айвазовский и многие другие.

Петровский или Малый тронный зал

В 1992 году Указом президента Российской Федерации музей отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов России.

Слово Эрмитаж происходит от французского «ermitage» (уединенный уголок). В одном из помещения Малого Эрмитажа по заказу Екатерины II была устроена комната с двумя столами, которые поднимались с первого этажа. Поднятые столы были уже накрытые и можно было обедать уединенно, без помощи слуг, в этом уединенном уголке.

Начало коллекции музея начинается с 1764 года, когда немецкий купец Гоцковский отдал России свою коллекцию из 225 картин в счет долга. Они были помещены в Малом Эрмитаже. Екатерина II отдала распоряжение скупать все ценные произведения искусства, выставлявшиеся на аукционах за границей. Постепенно помещений Малого Дворца стало не хватать. И произведения искусства стали размещать в новом построенном здании, названном Старым Эрмитажем.

Большой вклад в коллекцию музея внес Русский посол во Франции Д.А. Голицын, друживший с Д. Дидро и другими представителями культуры за рубежом. В коллекции появились работы «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Даная» Тициана и «Даная» Рембрандта, «Вакха» Рубенса, «Юдифь» Джорджоне и многие другие.

В Англии были куплены знаменитые работы Рубенса и Ван Дейка, а скульптуры из этой страны украсили Эрмитаж и Царское Село.

В коллекцию собирались не только картины, но и гравюры, рисунки, античные ценности, работы декоративно-прикладного искусства, драгоценные резные камеи, нумизматические коллекции, медали и книги.

К концу правления Екатерины в ее коллекции было четыре тысячи картин, размещенных в Эрмитаже и загородных Дворцах. Именно Екатерина II положила начало созданию  знаменитой коллекции мастеров Франции, Голландии, Фландрии, Англии.

Александр I продолжил собирать произведения искусства для музея. Так были приобретены картины Рембрандта и Рубенса с одинаковым названием «Снятие с креста», «Ферма» Поттера, полотна Клода Лоррена, «Бокал лимонада» Терборха и «Завтрак» Метсю, а также статуи, созданные Кановой: «Психея и Амур», «Парис», «Геба» и «Танцовщица».

Во время правления Николая I была открыта Военная галерея 1812 года с портретами героев Отечественной войны 1812 года.

К сожалению, 17 декабря 1837 г. пожар охватил часть дворца. По приказу Николая I переходы между зданиями были разобраны и все, что можно было вынести, было спасено. Реставрационные работы под руководством В.П. Стасова  продолжались до 1840 года.

До середины 18 века посещать музей могли лишь избранные. Так А.С. Пушкин смог получить пропуск только благодаря рекомендации В. Жуковского, служившего наставником у сына императора.

Новый Эрмитаж, как музей, открылся 5 февраля 1852 г., что было отмечено ужином на 600 человек и представлением в Эрмитажном театре. Коллекция и дальше продолжалась пополняться произведениями искусства: картинами, оружием, изделиями из серебра и декоративно-прикладными работами. До 1925 года только Новый Эрмитаж был музеем.

Здания и экспозиции Эрмитажа в Санкт-Петербурге

Основные экспозиции размещены в помещениях Михайловского дворца и в корпусе Бенуа. Художественные ценности расположены также в Мраморном и Строгановском дворцах, Михайловском замке и садово-парковом ансамбле Летнего сада с Летним дворцом Петра I и Михайловском саду. На этих площадях может проводиться до 50-ти выставок одновременно. Кроме того, экспозиции развертываются в различных городах России и за рубежом.

Режим работы и стоимость билетов, как добраться и официальный сайт Эрмитажа

Практическая информация для туристов — время работы музея и цены на билеты, как доехать на метро и общественном транспорте.

Схема (план) залов Эрмитажа

Подробная схема-план Эрмитажа с номерами залов. Аналогичную схему Вы сможете получить бесплатно у касс музея.

Посольская (Иорданская) Лестница

Это главная парадная лестница в Зимнем Дворце. По ней послы иностранных государств поднимались в парадные залы для аудиенций, поэтому она называлась Посольской.

Петровский или Малый тронный зал

Главное место в этом зале занимает трон, он помещен на возвышении в центральной нише, поэтому второе название зала – Малый тронный.

Гербовый зал

Гербовый зал предназначался для торжественных мероприятий. Он освещен массивными люстрами, на которых укреплены изображения гербов российских городов.

Военная Галерея 1812 года

Портретная галерея в память о войне 1812 года была задумана еще императором Александром I, но была открыта лишь в 1826 году, через год после его смерти.

Георгиевский или Большой Тронный зал

Восседая на троне, Екатерина II принимала верительные грамоты и поздравления собравшихся в зале дипломатов. Над троном расположен мраморный барельеф, изображающий Георгия Победоносца.

Павильонный зал

В 19 веке в Северном павильоне Малого Эрмитажа архитектор Андрей Штакеншнейдер создал одно из лучших своих творений — Павильонный зал.

Часы «Павлин»

Часы изображают сад, но не живой, а механический, оживающий по воле человека, когда их заводят. Каждый предмет этого сада имеет свое скрытое символическое значение.

Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем» («Мадонна Литта»)

Это самая известная картина в Эрмитаже. Художник создал образ идеально прекрасной женщины и поместил ее в мир, исполненный гармонии.

Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа»)

Картина была написана еще молодым Леонардо до Винчи и стала образцом для художников тех времен.

Джорджоне «Юдифь»

Художник изобразил удивительно нежную молодую женщину, очаровательный облик которой исполнен неземного спокойствия. Лишь длинный меч в ее тонких пальцах говорит нам о том, что перед нами грозная библейская героиня, спасшая родной город Ветилую от нашествия ассирийцев.

Тициан «Даная»

История Данаи, дочери аргосского царя Акрисия, освещена художником в нескольких его работах.

Тициан «Кающаяся Мария Магдалина»

Тициан изобразил пышущую красотой и здоровьем Магдалину, волосы которой отливаются золотом и струятся по округлым плечам и упругой груди. Ее губы распухли, а глаза воспалены от обильных слез.

Тициан «Святой Себастьян»

Картину «Святой Себастьян» Тициан создал в глубокой старости, когда темы страдания и подвига во имя веры стали излюбленными для художника.

Лоджии Рафаэля

Лоджии Рафаэля в Ватикане пленяли воображение императрицы и она решила создать точную их копию в Дворцовом комплексе Санкт-Петербурга.

Рафаэль Санти «Святое Семейство» («Мадонна с безбородым Иосифом»)

Картина Рафаэля Санти «Мадонна с безбородым Иосифом», как и многие другие шедевры живописи, была приобретена Екатериной II из большой коллекции Пьера Кроза.

Микеланджело Буонаротти «Скорчившийся мальчик»

Гордость Эрмитажа — скульптура «Скорчившийся мальчик» — это единственная работа великого Микеланджело Буонаротти в России.

Антонио Канова «Амур и Психея»

Антонио Канова был самым известным мастером неоклассической скульптуры. За его талант Папа Пий VII внес его имя в Золотую книгу римского Капитолия и пожаловал ему титул маркиза д’Искья.

Просветы Нового Эрмитажа

Самые крупные залы Нового Эрмитажа имеют стеклянные перекрытия и поэтому называются Просветами. В музее всего три таких зала – один Большой и два Малых.

Джузеппе Маццуола «Гибель Адониса»

В своей работе мастер изобразил тот трагический миг, когда возлюбленный Венеры, охотник Адонис, гибнет от клыков дикого кабана.

Джордано Лука «Битва лапифов с кентаврами»

Красочное полотно Джордано Луки «Битва лапифов с кентаврами» – это одна из самых удивительных и замечательных работ художника, представляющая сюжет из древнегреческого мифа.

Рыцарский зал

В Рыцарском зале Нового Эрмитажа представлена богатейшая коллекция оружия, насчитывающая почти 15 тысяч предметов.

Рембрандт «Возвращение блудного сына»

Рембрандт был великим мастером светотени и крупнейшим представителем золотого века голландской живописи. Одной из последних его работ стало монументальное полотно «Возвращение блудного сына».

Рембрандт «Даная»

Одна из самых загадочных работ Рембрандта – это картина «Даная», написанная по мотивам древнегреческого мифа.

Рембрандт «Снятие с креста»

Картина голландского художника Рембрандта «Снятие с креста» была написана в 1834 году, когда в его творчестве сквозь внешнюю патетику все больше пробиваются подлинные человеческие страсти и драма жизни.

Лестница Нового Эрмитажа

Парадная лестница, служившая раньше входом в музей, отличается гармоничностью пропорций, а также благородной цветовой гаммой.

Антонис Ван Дейк «Отдых по пути в Египет»

Художник обращается к Библейскому сюжету о бегстве Иосифа с Девой Марией и младенцем Христом в Египет, придав ему светский характер.

Питер Пауль Рубенс «Персей и Андромеда»

Особой гордостью Эрмитажа является коллекция картин Питер Пауля Рубенса, среди которых — «Персей и Андромеда», где он обратился к теме борьбы и торжества светлых сил над темными.

Рубенс «Вакх»

Это одна из последних работ великого живописца, но и она полна удалой бурлящей энергии.

Питер Пауль Рубенс «Снятие с креста»

Это один из величайших шедевров живописи барокко. Для художника характерно величие и живописность изображаемого события.

Франс Снейдерс «Рыбная лавка»

С тем же темпераментом, с которым Рубенс писал античных героев, Снейдрс создает в своих картинах трепещущихся рыб и угрей, перезрелые фрукты и туши дичи.

Якоб Йорданс «Бобовый король»

Знаменитое полотно «Бобовый король» изображает самый веселый момент традиционного застолья в день 6 января – в праздник трех волхвов.

Шатровый зал — «малые голландцы»

В Шатровом зале представлена коллекция Малых голландцев. Это картины небольших размеров, а сюжет их взят из повседневной жизни в отличие от искусства «большого» стиля на «высокие» исторические и мифологические темы.

Питер Брейгель младший «Поклонение волхвов»

Это копия работы прославленного отца художника — Питера Брейгеля старшего.

Лукас Кранах «Венера и Амур»

Это первое в немецком искусстве изображение обнаженной женской фигуры. Стройная и трогательно юная богиня возникает из загадочного мрака.

Клод Лорен — цикл «Времена суток»

Серия пейзажей Клода Лорена, так называемые «Времена суток», была приобретена Александром I в Париже у наследников Жозефины Богарне, первой жены Наполеона.

Александровский зал

Архитектор Александр Брюллов создал мемориальный зал, посвященный памяти Александра I и войне 1812 года. Архитектурное решение построено на сочетании стилей готики и классицизма.

Фальконе «Скульптура Ангела»

Французский скульптор Этьен Морис Фальконе, создатель знаменитого Медного всадника, представлен в этих залах скульптурой Амура.

Жан-Батист Симеон Шарден «Натюрморт с атрибутами искусств»

Картина «Натюрморт с атрибутами искусств» наилучшим образом отражает идеал эпохи Просвещения, когда главным в живописи становится жизнь духа и разум.

Сервиз с камеями

Французская коллекция включает образцы фарфора, среди них — сервиз с камеями, созданный в Севре.

Джошуа Рейнолдс «Младенец Геракл, удушающий змей»

Картина «Младенец Геракл, удушающий змей, посланных Герой» была выполнена по заказу Екатерины II, попросившей написать картину на историческую тему.

Личная гостиная Марии Александровны

Один из самых роскошных залов дворца — личная гостиная Марии Александровны, супруги императора Александра II. Интерьер помещения был создан архитектором Александром Брюлловым после пожара 1837 года.

Будуар Марии Александровны

Небольшая комната для императрицы напоминает изящную табакерку, украшенную в стиле рококо.

Малахитовая гостиная

Малахитовая гостиная создана архитектором Александром Брюлловым. В интерьер зала смело вводится малахит — магический камень Уральских гор.

Малая столовая Николая II

Именно в этой столовой в ночь с 25 на 26 октября 1917 года при штурме Зимнего дворца было арестовано Временное правительство.

Коллекция древнеримской скульптуры

На первом этаже Нового Эрмитажа разместилась коллекция античной скульптуры. Здесь собраны римские статуи, являющиеся повторением древнегреческих шедевров.

Зимние дворцы в Санкт-Петербурге

Если речь заходит о Зимнем дворце, то, как правило, мы имеем в виду историческое здание на Дворцовой площади, в котором расположен Эрмитаж. Вместе с тем, это уже шестая резиденция российских императоров в Петербурге.

Фото Эрмитажа

В этом разделе собрано более 500 фото Эрмитажа — интерьеры парадных залов, экспонаты музея, а также открыточные виды Зимнего дворца.

Эрмитаж в Санкт-Петербурге является одним из самых известных музеев не только в Северной столице, но и во всем мире. Вместе с такими музеями мира как Лувр, Метрополитен и Британский музей он обладает богатой коллекцией и является одним из самых посещаемых музеев мира.

Гербовый зал

В настоящее время коллекция музея насчитывает более 3 000 000 экспонатов. Это в первую очередь картины и скульптуры, предметы прикладного искусства, а также другие произведения искусства. Если рассматривать каждый экспонат по одной минуте, то потребуется 8 лет, чтоб осмотреть всю коллекцию. Для осмотра всех экспозиций необходимо пройти 20 километров.

Музейный комплекс состоит пяти зданий. И, конечно, самое известное из них — Зимний дворец. Все, кто приходит на Дворцовую площадь любуются этим зданием, созданным архитектором Б.Ф.Растрелли в 1754-1762 гг. Кроме него, в единый комплекс входят Малый Эрмитаж (архитектор Ж.Б.М. Валлен-Деламот), Большой Эрмитаж, (архитектор Ю.М.Фельтен), Эрмитажный театр (архитектор Дж.Кваренги) и Новый Эрмитаж (Л. фон Кленце).

Путеводитель по Эрмитажу

Русским военноначальникам, проявившим героизм в войне 1812 года, посвящена Военная галерея 1812 года.

48 мраморных колонн, 28 люстр и царский трон украшают Большой тронный (Георгиевский) зал. Барельефы, посвящённые победе в войне 1812 года, большой портрет Александра I находятся в Александровском зале. Его оформление, а также Малахитового, Белого залов, Золотой гостиной и других комнат выполнено Брюлловым. Малахитовый зал, колонны которого покрыты пластинами из малахита, являлся парадной гостиной царской семьи.

Музей постоянно расширяется. В 1981 году Меншиковский дворец на Васильевском острове после реставрации стал одним из подразделений музея, где представляется экспозиция отдела русской культуры первой четверти XVIII века. В 1992 году была восстановлена часть старого Зимнего дворца, в котором жил и умер Петр I. В 1999 году восточная часть Главного штаба была также передана музею. Недавно было построено Фондохранилище.

Сегодня Эрмитаж в Санкт-Петербурге — это дворец-музей, потрясающий роскошными интерьерами и богатыми экспонатами. Комплекс продолжает развиваться, а количество посетителей достигает более трех миллионов в год.

Цены в Михайловском замке в 2020 году

  • Взрослые — 450 рублей;
  • Старшеклассники до 18-ти лет, студенты, пенсионеры — 200 рублей.

Правом бесплатного посещения могут воспользоваться:

  • Участники Великой Отечественной войны и жители блокадного Ленинграда;
  • Ветераны Афганистана и других локальных конфликтов;
  • Курсанты военных училищ, солдаты и матросы срочной службы, кадровые офицеры;
  • Дети до 16 лет (в сопровождении взрослого);
  • Многодетные семьи;
  • Учащиеся художественных школ, училищ и колледжей;
  • Члены Союзов художников, фотографов, архитекторов, дизайнеров, музейные работники.

Все льготы действительны только при предъявлении надлежащих документов — удостоверений, справок, свидетельств и т. д. 18-е число каждого месяца — день открытых дверей для всех учащихся школ и студентов государственных ВУЗов, техникумов и колледжей.

Выставки Михайловского замка

На постоянной основе работают три экспозиции, и первая тематическая выставка называется «Петербургское общество эпохи Романовых». Это по-своему уникальный проект, посвящённый бытовым моментам столичной жизни в XIX веке. Тут представлены редчайшие картины, акварельные рисунки, гравюры и антикварные фарфоровые статуэтки. Всё исключительно подлинное, переданное из запасников Русского музея и частных коллекций.

Дальше идёт галерея «Лица России», иллюстрирующая эволюцию портрета как отдельного жанра живописи. Здесь можно увидеть работы таких легендарных мастеров, как Алексей Венецианов, Илья Репин, Карл Брюллов и Иван Крамской. Своими кистями они запечатлели первых лиц государства, знаменитых литераторов, музыкантов и военачальников. В последнем зале находится плазменный экран с архивной дореволюционной хроникой.

Завершает экскурсии по Михайловскому замку Открытый фонд скульптуры — один из наиболее оснащённых залов всего музея. В нём собрана антология работ с XVIII века до современности, включая авангард начала XX столетия и советский конструктивизм. Есть мультимедийные экраны, периодически проводятся инсталляции с использованием компьютерных технологий. Время от времени экспериментальные работы современных авторов можно видеть во дворе замка.

Вне главного здания тоже есть, чему удивляться — западный павильон проводит интерактивный проект «Романтический наш император», заостряющий внимание на личности Павла I. Он включает в себя лекторий для взрослых, викторины, а также развивающие головоломки для детей разного возраста. Среди интересных бонусов — шанс увидеть трёхмерную голограмму короны Российской Империи, оригинал которой хранится в Алмазном Фонде московского Кремля.

Залы и экскурсии

На сегодняшний день для посещения доступен 21 зал Михайловского замка, включая следующие исторические помещения:

  • Тронная зала Марии Фёдоровны — приёмные покои императрицы, в которых должны были проходить светские рауты и балы. Она полностью реконструирована в 2002-м году, с сохранением позолоченной лепнины и люстры с рубиновым стеклом.
  • Мраморная галерея — главный зал приёмов иностранных послов и почётных гостей. Восстанавливалась по архивным картинам и описаниям — именно её варварски разрушили для добычи мрамора при Николае I, а прямое попадание немецкой бомбы во время блокады снесло половину внутренних перекрытий и колоннаду.
  • Овальный зал — одно из немногих уцелевших помещений, частично сохранившее первоначальную отделку искусственным мрамором. Задумывалась, как комната отдыха, а в годы существования училища использовалась в качестве модельной мастерской.
  • Парадная лестница — с неё начинаются, и на ней же заканчиваются экскурсии. Пролёты ведут с бельэтажа, и сейчас они максимально приближены к дореволюционному облику. Особый интерес вызывает позолоченный двуглавый орёл с мальтийским крестом на сердце — отличительная символика павловской эпохи.

Интересные факты

В галерее Рафаэля выставлены уникальные ученические и студенческие работы величайших русских живописцев, включая Брюллова, Бруни и Иванова. Это копии хрестоматийных работ эпохи итальянского Возрождения. Копирование и интерпретация на тот момент входили в основные дисциплины Академии художеств, и умение сделать репродукцию высоко ценилось среди коллекционеров, в число которых входила и августейшая семья Романовых.

Так называемые Константиновские покои служат хранилищем другой коллекции — собрания полотен иностранных живописцев. Здесь можно увидеть работы Лагрене, Торелли, Гроота, Ротари и Робертсона. Тут же находится единственное в своём роде собрание эксклюзивной продукции императорского фарфорового завода — статуэтки, именная посуда, вазы и бюсты известных государственных деятелей дореволюционной России.

Военная Галерея 1812 года

Легенды и тайны Михайловского замка до сих пор вызывают массу споров у историков. Например, считается, что император несколько раз присутствовал на стройке и даже собственноручно заложил пару кирпичей из яшмы в фундамент. Другой популярный миф гласит, что призрак Павла I каждую ночь неуспокоенной тенью бродит по фамильным владениям и периодически пугает случайно попавшихся прохожих и охранников музея.

Есть у дворца и свой Чижик-Пыжик — это крошечная статуэтка солдата гвардейского полка, стоящая в нише напротив центрального входа. У него даже есть имя — подпоручик Киже, и если попасть монеткой ему в голову, стоя на мосту, то нужно обязательно прислушаться. Вдруг благородный стражник решит отреагировать на такое нахальство и выдаст дражайшему гостю порцию отборных солдатских ругательств образца, эдак, XIX века.

Добавить комментарий