Успенский собор Кремля описание и фото — Россия

Фото и описание

Один из самых значимых православных храмов России и мира, Успенский собор Московского Кремля был построен во второй половине XV века. Сегодня храм является частью Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» и самым старым из полностью сохранившихся архитектурных сооружений столицы Российской Федерации.

Белокаменное строение возведено в 1158–60 гг. по указанию князя Андрея Боголюбского, ставшего правителем всей Суздальской земли в 1157 году, после смерти своего отца Юрия Долгорукого. Изначально собор был трехапсидным и шестистолпным, имел три притвора, три алтаря и пять глав. По высоте (32,3 метра) он превосходил ранее построенные в Киеве и Новгороде Софиевские соборы, а по пышности внутреннего убранства — ему не было равных. Росписи появились 1161 году.

В Успенском соборе находятся одни из древнейших икон. Среди самых известных и почитаемых относятся творения Андрея Рублева с Феофаном Греком, произведения Дионисия, иконопись при первом русском царе Иване Грозном.

Также там находится новгородская двухсторонняя икона Божией Матери и Святого Георгия периода 11-12 века.

Самые главные иконы в иконостасе собора являются иконы деисусного чина, расположенные по центру. Это лики Иисуса, архангелов, евангелистов, Иоанна крестителя и апостолов. Рядом с ними находится икона Успения, и икона Божьей матери.

Строительство Успенского собора

Первый Успенский собор в столице появился после того, как Митрополит Киевский и Всея Руси перенес престол в Москву из Владимира. Это случилось в 1326 году при Иване Калите. Храм был похож на церкви Суздаля и Владимира – одноглавый, увенчанный традиционными кокошниками и построенный в технике грубой каменной кладки.

Спустя полтора столетия Успенский собор в Кремле сильно пострадал при пожаре. Митрополит Филипп выступил инициатором реставрации храма, и в государстве начался сбор пожертвований. Торжественная закладка краеугольного камня состоялась в 1472 году. Было решено строить новый храм по подобию владимирского Успенского собора. Через два года стены новой постройки обрушились после землетрясения. Подобные стихийные катаклизмы в ту пору не были редкостью даже в Москве.

Работы на следующем этапе строительства Успенского собора возглавил Аристотель Фиораванти. Он был итальянцем, и его карьера блестяще началась в родной Болонье, где Аристотель воплотил в жизнь несколько весьма смелых архитектурных проектов. Исследователи называют деятельность Фиораванти не столько архитектурной, сколько инженерной – настолько технически сложные задачи решал итальянец.

Успенский собор Кремля описание и фото - Россия

Проект Аристотеля Фиораванти предполагал не только использование тесаных каменных блоков, но и закладку железных свай для укрепления стен будущего собора. Кирпичи встраивались в каменную кладку очень искусно и общий белокаменный облик постройки в целом сохранялся. Роспись собора доверили ведущему московскому мастеру Дионисию, и в 1479 году храм освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Вокруг Успенского собора в Москве ходит много легендов и мифов, поскольку его возведение было окутано множеством тайн и вопросов.

Например: зачем после 25 лет удачной эксплуатации деревянной церкви в конце 12 века строить каменный храм? Почему за образец собора был взять храм в Юрьеве-Польске?

Зачем после 150 лет эксплуатации каменного храма возводить новый? Почему псковские зодчие не прикоснулись к строительству храма? Почему за возведение окончательного строения был вызван католик-еретик?

Ученые отвечают на эти вопросы с недостаточной уверенностью, давая пищу для размышлений потомкам. Так, перестройка деревянной церкви на каменную была связана с подчеркиванием статуса царя, а другая перестройка Ивана III возможно связана с итальянскими корнями византийской принцессы Софии (в детстве она жила в Риме и возможно переняла католическую веру от него).

На вопрос, почему псковские зодчие не стали строить храм, исследователи говорят о вероятности подмены святых православных мощей, а на вопрос о причине взятия Георгиевского собора в Юрьеве-Польске отвечают, что вероятно это связано с перевозом Владимирской иконы Божией матери в Успенский собор или с преемственностью Московского государства от Владимира.

Пять столетий истории

Первая реставрация случилась в середине XVI века, когда после очередного московского пожара требовалось привести Успенский собор в порядок. Тогда купола и крыша были покрыты медными листами, вызолоченными и придававшими постройке особо торжественный вид. Дополнительно укреплять своды армированным связным железом пришлось в 1624 году, но всего лишь через четыре года Успенский собор вновь оказался объят пламенем пожара.

После очередного ремонта стены были заново расписаны, и на фрагменты фресок той эпохи в Успенском соборе можно посмотреть и сегодня. Среди мастеров, работавших над росписями, были многие знаменитые иконописцы XVII века из Костромы и Владимира, Суздаля и Новгорода. Всего ими было написано почти 250 сюжетных композиций и более 2000 фигур.

Еще по теме  Гейзеровое озеро Горный Алтай Фото где находится на карте как доехать можно ли купаться интересные факты

Великий пожар 1737 года, названный позже Троицким, вновь повредил целостность храма и его настенные росписи. После проведенного через несколько десятилетий ремонта в собор были переданы ценнейшие образа, хранившиеся в Оружейной палате. Все старинные иконы закрыли окладами из драгоценных металлов.

Суровые испытания выпали на долю Успенского собора в начале XIX века, когда отступавшая армия Наполеона грабила Москву. Французы похитили много ценных икон и реликвий, в помещениях собора разместили лошадей, а драгоценные ризы переплавили. Заново собор освятили в 1813 году.

Перед коронациями Александра III и Николая II проводились очередные реставрационные работы, в результате которых была раскрыты фрагменты древней живописи и дописаны некоторые сюжеты, ранее утраченные.

Храм закрыли в 1918 году после пасхальной службы, как и другие церкви на территории Московского Кремля. Исследование настенных росписей, тем не менее, продолжалось. В 1930 году иконы и исторические раритеты были переданы на хранение в Третьяковку и Оружейную палату, а после Великой Отечественной войны очередная реставрация позволила расчистить несколько образов XIV века.

Сегодня Успенский собор Кремля сохраняет статус музея, хотя в отдельные дни в нем проводятся богослужения.

Важные события

Успенский собор служил местом проведения многих значимых событий в жизни России. В нем венчался на престол Иван IV, а Михаил Романов был избран царем Земским собором, проходившем в храме в 1613 году.

После того, как Петр I заменил венчание на царство коронацией, собор стал свидетелем вступления на престол нескольких государей. Последний обряд коронации провели здесь в 1896 году. Для торжественной церемонии было нанято 2500 человек, готовивших коронацию. Священнослужители, благословившие Николая II на царство, были одеты в парчовые облачения, расшитые золотом.

В 1391 году череду знаменитых бракосочетаний, проходивших в Успенском соборе, открыло венчание великого князя Василия Дмитриевича с княжной Софьей, дочерью Великого литовского князя Витовта Кейстутовича. В храме венчались также Иван III с Софьей Палеолог в 1472 году и Василий III с Соломонией Сабуровой в 1505.

Снаружи и внутри

Наверху собора можно видеть пять апсид и пять глав, а на фасаде – простенки, называемые пряслами и разграниченные вертикальными плоскими выступами-«лопатками». Декоративный поясок из невысоких арок и колонн делит постройку по горизонтали, а пилястры со стрельчатыми окнами – по вертикали.

Главная инженерная находка итальянского архитектора – крестовые своды, толщина которых составляет всего один кирпич. Так Аристотель Фиораванти добился увеличения внутреннего объема собора. При этом дополнительные арки позади иконостаса придали сооружению особую прочность и легко держали нагрузку.

Храм не случайно имеет статус музея, ведь его внутреннее убранство и особенности внешней отделки достойны особого внимания поклонников древнерусской архитектуры.

Южный фасад собора украшен фресками с изображениями московских митрополитов и новгородских святых. Над ними располагается образ Владимирской Богоматери с архангелами.

Портал южного фасада представляет собой двустворчатые врата, привезенные, как гласит предание, Владимиром Мономахом из Херсонеса Таврического в XII столетии. Створки ворот выполнены из меди и украшены двадцатью золотыми иллюстрациями библейских сюжетов. Через южный портал в собор входили члены императорской семьи.

Северная стена храма содержит изображения Сергия Радонежского, Дмитрия Прилуцкого, Пафнутия Боровского и других православных святых и монахов.

На восточном фасаде можно увидеть фрески с новозаветной Троицей с Богом-Отцом, изображенном в облике старца, Богом-Сыном и голубем, символизирующим Святой Дух.

Внутри собора достойно особого внимания Царское место – высокий шатер, установленный по повелению Иоанна Грозного. Царское место изготовлено из орехового и липового дерева, украшено резными орнаментами с изображениями цветов, животных и птиц. Высота шатра составляет 6,5 метров. Сверху Царское место накрывает купол, искусно вырезанный из дерева и декорированный рядами кокошников. Венчает шатер двуглавый орел, а снизу трон опирается на фигуры зверей, выполненных мастерами-краснодеревщиками.

Своды собора украшены росписями на евангельские темы. Среди прочих можно увидеть Рождество Христово, Введение Богоматери во храм и Сретение Господне.

Крупнейший из звонящих и поныне колоколов также установлен в Успенском соборе Московского Кремля. Колокол был перелит после окончания войны с французами в 1817 году на заводе купца Богданова. Колокол украшают барельефы, изображающие фрагменты сражений с Наполеоном и портреты императора Александра I и членов царской семьи.

Особенности внутреннего убранства храма

Внутри в храме есть:

  • торжественный зал;
  • круглые столпы, которые поддерживают купола;
  • иконостас;
  • монахов трон;
  • моленное место;
  • шатер с плащаницей.
Еще по теме  Достопримечательности Греции История Древней Греции в современном мире

В храме находятся усыпальницы митрополитов-основателей, удельных князей и царей. Также здесь есть частичка одежды Христа с гвоздем, который был прибит к кресту. Согласно преданию гвоздь позволяет сохранить храм от бед и несчастий.

Весь храм украшен позолоченными ликами святых, в частности 135 святых мучеников и приближенцев Иисуса Христа.

На нижних ярусах стен изображаются первые 4 вселенских соборов, где проходили споры о почитании икон и святых мучеников, а также съезды патриархов в 4-7 веках. На Западной стене располагается изображение Страшного суда с Адамом, Евой, мерзким змеем, бесами, грешниками и адом.

В целом, Успенский Московский собор поражает своим величием, статностью и красотой. Ему уже больше 539 лет, но он продолжает радовать паломников и ценителей зодчества своим внешним видом и внутренним иконостасом.

Многое, что сегодня находится в Успенском соборе Владимира, появилось уже после его перестройки в 1189 году и в ходе более поздних реконструкций. Но здесь все еще присутствуют фрагменты древних фресок XII века и более поздние работы знаменитых иконописцев, выполненные в начале XV столетия.

В древней части храма и на заиконостасных столпах можно рассмотреть фигуры, изготовленные в конце XII века. Во второй половине XVIII столетия по прямому указанию императрицы Екатерины II интерьеры обветшавшего собора и его внутреннее убранство были существенно обновлены. Именно в тот период рублевский иконостас заменили резным. Древние иконы, написанные рукой мастера, сохранились. Часть из них находится в Третьяковской галерее.

В XIX веке поверх исчезнувших со временем фресок появились новые росписи. В 1970-80х годах производилась самая объемная и продолжительная реставрация.

Святыни

В Успенском соборе Владимира хранятся мощи святых великих князей:

  • Андрея Боголюбского (ок. 1111—1174 гг.) — основал собор и поднял Владимиро-Суздальское княжество до высот самого могущественного и сильнейшего на Руси;
  • Глеба Муромского (ок. 987–1015 гг.) — мученик-страстотерпец считается одним из первых русских святых и покровителей Русской земли;
  • Георгия (Юрия Всеволодовича) (1188–1238) -канонизирован православной церковью спустя четыре столетия после смерти;
  • Александра Невского (частица мощей) (1221–1263) — является покровителем православной церкви и родоначальником государей Москвы.

В храме находятся иконы:

  • Владимирской Божией Матери, одной из самых почитаемых в русском православии. Была передана в дар Юрию Долгорукому Константинопольским патриархом в 1131 году. В соборе хранится список Андрея Рублева. Оригинал в 1999 году передан из Третьяковской галереи в церковь Святителя Николая Чудотворца в Толмачах;
  • Максимовской Богоматери, написанной в 1299 году после явления образа Пресвятой Богородицы Владимирскому митрополиту Максиму. Знамение было воспринято как небесное благословение на перенесение кафедры во Владимир;
  • Св. Авраамия Болгарского (с частичкой мощей), особо почитаемого Владимирской епархией в лице мученика и чудотворца.

В нишах-аркосолиях, оборудованных в галерейных стенах собора, покоятся останки епископов, представителей княжеско-владимирских фамилий. В том числе, в северной галерее находятся захоронения двух князей — основателя храма Андрея Боголюбского и инициатора его восстановления Всеволода III (Большое Гнездо).

Главный иконостас Успенского собора – шедевр средневековой православной иконописи. Его размеры, возраст и искусство оформления внушают уважение даже тем, кто относит себя к отряду атеистов.

Иконостас расписывали мастера из старинных русских городов – Костромы, Осташкова и Ярославля. В 1653 году они прибыли в Москву, чтобы создать 69 образов, которые в будущем станут бесценными образцами старинного искусства иконописи.

Двустворчатые двери напротив Престола являются главными в иконостасе и символизируют врата Рая. В Успенском соборе на Царских вратах изображены Богородица с архангелом Гавриилом и евангелисты – Иоанн, Лука, Марк и Матфей. Правее можно увидеть образ Спаса на Престоле, написанный в XII столетии.

В храме есть также иконостасы вдоль южной стены и северный иконостас. Южные содержат иконы XVI-XVII веков, одна из которых написана, по всей вероятности, Дионисием и называется «Митрополит Петр с Житием». Северный иконостас знаменит образами, доставленными в Успенский собор из Соловецкой обители.

Захоронения Успенского собора

На протяжении всего существования собора в нем хоронили патриархов и митрополитов. Могилы святителей XIV-XVI веков можно увидеть в алтаре, в юго-западном углу и у северной стены. Более поздние захоронения были сделаны в XVII столетии и находятся у стен на юге и западе. Всего в храме погребено двадцать русских святителей.

Захоронения располагаются под полом, и выделяются невысокими памятниками прямоугольной формы. Могилы патриархов накрыты плитами с эпитафиями, а рядом с ними можно видеть гроб Господень. В нем хранятся посох митрополита Петра и Гвоздь Господень. Митрополит Петр первым из Киевских митрополитов перебрался в 1325 году в Москву.

Он посвятил свою жизнь борьбе за единство Русского государства. Митрополит Петр был канонизирован РПЦ как святитель, а его мощи захоронены в Успенском соборе. Там же нашел последний приют и патриарх Гермоген, замученный предателями-боярами за верность русскому народу и призыв бороться с польской интервенцией.

Еще по теме  Как добраться с Шереметьево до Казанского вокзала

Кто и когда построил Успенский собор

Первый Успенский собор появился задолго до первых русских царей. Он был деревянной церковью. При воцарении на престол Ивана Калиты деревянную постройку снесли, построив каменное здание, поскольку старое сильно утратило свои свойства и постепенно рушилось.

Успенский собор Кремля описание и фото - Россия

Ридольфо Аристотель Фьораванти (1415 — 1486) — итальянский архитектор, инженер. С 1475 года в России. Построил Успенский собор в Московском Кремле (1475—1479), участвовал в походах на Новгород (1477—1478), Казань (1482) и Тверь (1485) как начальник артиллерии и военный инженер.

Вначале собор был сконструирован неправильно русскими зодчими и обрушился. Тогда принцесса София, уже при правлении Ивана III обратила внимание на работы итальянских мастеров и пригласила их построить храм божий.

Во главе итальянских зодчих стоял Фиораванти. Он конструировал храм с 1475 года и после 4 лет строительства храм начал работать и работает по сегодняшний день.

Как попасть в Успенский собор Московского Кремля — контакты и часы работы

Успенский собор Кремля описание и фото - Россия

Владимирский кафедральный собор работает ежедневно с 07:00 до 20:00. Экскурсионное время — с 13:00 до 16:45, кроме понедельника. Часовня открыта ежедневно с 10:00 до 18:00.

Богослужения

С понедельника по субботу в 07:30 (по вторникам в 7:00) проводится Литургия, а в 17:00 — вечернее Богослужение. В воскресные дни утреннее расписание меняется. Ранняя Литургия начинается в 06:30, а поздняя — в 08:30. Кроме того, во время воскресной вечерней службы читается акафист иконе Владимирской Божией Матери. По пятницам после Вечерни проходят беседы с прихожанами.

Часовня в честь иконы Божией Матери, расположенной под колокольней, молебны с чтением Акафиста совершаются ежедневно, кроме воскресенья, в 11:00. В воскресные дни посетить богослужения можно в 12:00.

Успенский собор располагается на территории Кремля. Поэтому попасть в него можно только через врата Кремля, оплатив вход. Стоимость билета на всю территорию Кремля составляет без скидок 350 рублей.

Работает комплекс с 9 до 16 часов, а сам храм с 10 до 17 часов. Выходной — в четверг. Добраться до храма можно на метро или автобусе.

Связаться с представителями музея-заповедника или организовать экскурсию можно по телефону: 8 495 695-41-46 или 8 495 697-03-49.

Архитектура

Успенский собор Кремля описание и фото - Россия

Культовое сооружение выполнено в стиле русской романики, имеющей характерные отличия — белокаменные стены из гладкотесаного камня, перспективные порталы, орнаментальный декор. Направление создавалось в домонгольский период под влиянием приглашенных для работы западноевропейских архитекторов.

Первый Успенский собор Владимира строился ломбардскими мастерами, отправленными в распоряжение Андрея Боголюбского императором Священной Римской империи и, одновременно, королем Германии Фридрихом I, получившим за свою ярко-рыжую бороду прозвище Барбаросса.

Сегодня первозданный образ храма увидеть невозможно. То, что осталось после пожара 1185 года, было обнесено стенами более поздней постройки.

Внешне Свято-Успенский собор Владимира смотрится массивно и добротно. По вертикали его фасады дробятся пилястрами, завершающимися плавными закомарами. По горизонтали плоскость визуально делится на два уровня декоративным колончатым поясом. Удлиненные проемы создают эффект устремленности ввысь.

В ходе нескольких реставраций XVIII—XIX вв. соборный комплекс пополнился:

  • четырехъярусной колокольней с золоченым шпилем;
  • четырехскатной кровлей;
  • приделом во имя Георгия Победоносца;
  • шлемовидными главками (ранее были луковичные).

Центральный световой фонарь с двенадцатью щелевидными проемами имеет более крупные размеры, чем четыре аналогичные угловые конструкции. В ходе перестройки 1186–89 гг. крайние фонари были сдвинуты с прежних мест в направлении вновь возведенных стен.

Фрески Успенского собора

В интерьере церкви сохранились некоторые фрагменты росписи, созданной еще в XII столетии. Кроме того, здесь присутствуют совместные работы уже зрелого мастера русской иконописи и монументальной живописи преподобного Андрея Рублева и его современника — монаха Даниила Чёрного, почитаемого православной церковью в лике святого преподобного. Эти росписи имеют научно подтвержденную дату создания — 1408 год.

Наиболее значимая из фресок Рублева, изображающая сцену Страшного суда, выполнена в светлой, торжественно-утверждающей манере, возвеличивающей духовные ценности и справедливость. Такой подход кардинально отличался от традиционно принятого грозного восприятия Судного дня. Изначально композиция занимала всю западную часть собора.

Общая площадь сохранившихся в Свято-Успенском соборе Владимира древних фресок составляет около 300 квадратных метров.

Как добраться до Успенского собора Владимира

До остановки «пл. Соборная» следуют:

  • автобусные маршруты — № 12С, 15, 22, 25, 26, 28, 152;
  • троллейбусные маршруты — № 1, 5.

До остановок «Ерофеевский спуск» и «ул. Муромская» довезут автобусы № 7С, 13С, 54, 55С, 56, 108, 110, 123, 139.

В 200 метрах от Соборной площади находится остановка «ул. Гагарина». Здесь можно сойти:

  • с автобусов — № 1С, 6С, 17, 27;
  • маршрутные такси — № 5, 36;
  • с троллейбусов — № 2, 7, 8.

На сайте указано, где находятся ближайшие остановки автобусов и троллейбусов. Справочник маршрутов общественного транспорта Владимира можно посмотреть здесь.

От железнодорожной станции «Владимир-Пассажирский» и городского автовокзала до Свято-Успенского собора можно дойти пешком за 15 минут или доехать на троллейбусе № 5 до остановки «Соборная площадь» за 7 минут.

Во Владимире работают мобильные службы такси Rutaxi, Максим, Яндекс. Такси, Gett и др.

Свято-Успенский кафедральный собор Владимира: видео

Добавить комментарий