Как украшали купол самого большого храма в Европе

Как российские художники выиграли конкурс на украшение храма

Непосредственно строительство началось в тридцатых годах прошлого века. Вторая мировая помешала строительству, которое было возобновлено лишь в конце восьмидесятых: при социализме недостроенный храм использовался как гараж. Проект большой, затратный, поэтому строился медленно. Только в 2004 году состоялось официальное открытие храма.

«Спустя несколько лет правительства России и Республики Сербия пришли к решению о благоукрашении храма, – рассказывает Евгений Максимов, академик Российской академии художеств, народный художник России. – По благословению Предстоятелей Русской и Сербской Православных Церквей был проведен международный конкурс, на котором художники представили эскизы вариантов украшения интерьеров храма святого Саввы».

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

В составе комиссии конкурса – иерархи Сербской и Русской Православных Церквей, официальные лица двух стран, именитые искусствоведы, византологи и художники двух стран.

Как будет выглядеть мозаика на огромной высоте

«В Сербии главный православный праздник – Вознесение Господне, и потому изображение именно этого праздника стало главной темой купольной мозаики, – рассказывает Максимов. – Тема Вознесения была древней и каноничной композицией, которая изображалась на своде главного купола православных храмов. В том числе – на куполе храма святого Марка в Венеции, созданного византийскими мастерами. Эта композиция стала основой для создания мозаики купола храма святого Саввы».

Как украшали купол самого большого храма в Европе

Над созданием масштабной мозаики купола работало около ста художников из девяти бригад. Возглавляли их молодые, но опытные мастера – Олег Иващенко, Елена Кузнецова, Анастасия Денеш, Алексей Жучков, Владимир Ананьев, Ирина Можар, Светлана Васютина. А также бригада художников из Петербурга Егора Быстрова.

«Непросто было освоить и соблюдать технологический процесс, ведь одно дело расписать купол красками, а другое – выложить его мозаикой, – говорит Евгений Максимов. – В последнем случае от качества работы в буквальном смысле зависит жизнь людей, которые будут молиться в храме. Если даже маленький камешек смальты упадет с почти стометровой высоты на человека, беды не избежать.

Еще по теме  Какие прививки необходимы для поездки во Вьетнам

– Бригада из десяти человек, которой я руководил, делала важный фрагмент композиции Вознесения – фигуры Богоматери и окружающих Ее архангелов, – вспоминает о работе художник Алексей Жучков, руководитель одной из бригад. – Во время работы мы старались абстрагироваться от того, насколько это важный и ответственный заказ, чтобы эмоции не мешали работать.

Как украшали купол самого большого храма в Европе

Алексей Жучков

Размер фигуры Богородицы – около девяти метров. И потому мы делали работу вертикально, хотя обычно мозаику выкладывают горизонтально. Хотя какие-то фрагменты мы собирали внизу, подбирали цвета всухую, без клея, а потом смотрели, как все вписывается в общее изображение.

Размеры мастерской позволяли отойти и оценить работу со стороны, ведь в итоге мозаика расположилась на огромной высоте. Было важно понять, как фигуры будут читаться непосредственно теми, кто увидит их уже в куполе храма.

Почему уникального сияния сегодня не добиться

Другое дело, что сегодня невозможно со всей глубиной и художественной значимостью повторить высоту византийских образцов. Но нельзя упрекать современных художников за это. Хотя бы потому, что сейчас просто нет такой смальты, с которой работали византийские мастера. Если увидеть вблизи мозаики того же собора Сан Марко или Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве – они сделаны буквально как вышивка, с использованием нескольких десятков оттенков только золотой смальты, положенной под разными углами так, что возникает эффект мерцающего света.

Этого сегодня достичь невозможно, поскольку более не существует средневековая технология производства смальты (современная, даже лучшая итальянская смальта груба и примитивна). Однако можно воспроизвести самые общие эффекты, отсылающие нас к высоким образцам Византии. В этом смысле, мне кажется, задача была решена, и в целом мы получили огромную пространственную икону в куполе. И за эту работу, мне думается, никому не стыдно.

Как украшали купол самого большого храма в Европе

С Зурабом Церетели

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Еще по теме  Брно Чехия Достопримечательности на карте фото описание что посмотреть за 1 день туристу

Мозаика в куполе храма святого Саввы – некий знак византийского присутствия, созданный русскими мастерами в сотрудничестве с сербскими художниками. Николай Мухин и Евгений Максимов собрали исключительно достойную высокопрофессиональную команду лучших на сегодняшний день мастеров-исполнителей, как российских, так и сербских. Они воплотили на века символический образ глубинной связи славянских традиций – зримый византийский дар от России духовно родственной Сербии.

На мой взгляд, именно в этом главный смысл произошедшего.

Добавить комментарий